Тюря – холодная похлебка из хлеба, сухарей или корок, размоченных в воде, квасе, простокваше или молоке. Другие названия - хлебная окрошка, мурцовка.
В Толковом Словаре В.И. Даля «тюря» определяется как «хлеб с водой».
Тюря – простейшая крестьянская еда, не требовавшая времени на приготовление.
Общепринятой этимологии слова «тюря» нет. Скорее всего слово является производным от глагола «тереть» (мельчить, крошить), от которого также происходит близкое по значению слово «затируха».
Однако академик О.Н. Трубачев (1930 – 2002) прослеживал связь слова «тюря» с литовским «tyre» – каша, кашица и считал его заимствованием из балтийских языков.
Зачерствевший хлеб, как основа супов использовался в кухнях многих народов. Естественно, первоначально это была кухня бедняков – «кучина повера» (См.), но со временем эти блюда могли эволюционировать до меню ресторанов.
В Италии это был хлебный суп «риболлита» (ит. ribollita) (См.), в Польше известна «воджонка» (пол. wodzionka), а в Баварии «бротзуппе» (нем. Brotsuppe). Знаменитый французский луковый суп тоже первично был похлебкой из лука, с размоченным сухим хлебом.
Тюря же остановилась на уровне самой доступной народной еды, хотя ее пытались обогатить доступными продуктами.
Несмотря на простоту, рецепт тюри все же оказался в печатном издании 1790 года, книге по домоводству Н. П. Осипова «Старинная русская хозяйка, ключница и стряпуха».
Рецепт тюри из книги Осипова 1790 г.
Обычный «народный» состав тюри - размоченный в воде зачерствевший хлеб. Если была возможность использовали квас, простоквашу.
В тюрю могли добавлять лук, чеснок, измельченные овощи, по которым и давалось название — «тюря с луком», «тюря с редькой», «тюря с репой».
В детскую тюрю хлеб крошили в молоко, добавляли сахар или варенье.
Тюря очень проста в приготовлении и была обычной пищей в крестьянских семьях. В русской литературе XIX века встречается множество упоминаний этого нехитрого народного блюда.
Хорошо известной является цитата из поэмы Н.А. Некрасова (1821 – 1878) о непростой крестьянской жизни «Кому на Руси жить хорошо»: «Кушай тюрю, Яша. Молочка-то нет!».
Но и в ХХ столетии тюря не исчезла из крестьянского рациона.
В повести Н. И. Дубова (1910 – 1983) «Жёсткая проба», опубликованной в 1960 году, содержится подробное описание тюри: «Вадим Васильевич отрезал несколько ломтей ржаного хлеба, изломал их крупными кусками, нарезал лук и сложил всё в миску, посолил, полил водой, добавил немного постного масла и перемешал.(…) Итак, что есть перед нами? Мурцовка, она же — тюря, она же — опора отечества».
Comments